Как помочь ребенку раскрыть свой потенциал

Как помочь ребенку раскрыть потенциал? Некоторые родители задаются этим вопросом, когда дети еще совсем маленькие. Другие озадачиваются им, глядя на своих подростков. Способности есть в каждом, но они не всегда очевидны.

Новый учебный год, можно выбирать кружки по интересам… Но порой непросто понять, насколько правильно сделан выбор. А если ребенка и вовсе ничего не занимает? Чем трудней найти ответы, тем больше давит на нас ответственность. «Я завидую сестре! – признается 32-летняя Мария. – Для нее все ясно. Ее дочка тянулась к фортепиано, едва научилась ходить. Сейчас ей 12, и она делает успехи как пианистка. А моему сыну почти 10, и я не вижу в нем способностей. Как не упустить то, что надо было бы развивать?!»

Пробудить интерес к миру

Первое, что мы можем сделать, – чутко присматриваться к ребенку, чтобы понять, что ему нравится. И пойти навстречу. «Главное – не погасить его исследовательский интерес», – говорит детский психолог Татьяна Бедник. Иногда нам, родителям, хочется побыть в тишине и покое – и мы запрещаем детям бегать, трогать какие-то вещи или играть с ними. Нам жаль сломанных игрушек – и мы ругаем ребенка за неаккуратность. Между тем он ломает их из любознательности: чтобы понять, как они устроены.

Не позволяя ему активно двигаться, мы тем самым блокируем творческую энергию. Вещи, которыми мы дорожим, лучше сразу убрать подальше, а не отнимать у ребенка. И это вовсе не мелочи. Развитие его способностей будет напрямую зависеть от того, насколько свободно и азартно он осваивает мир.

Мы можем помочь ему, стимулируя его фантазию, отвечать на все бесконечные «почему?», что-то делать вместе с ним. «Особенно важно, чтобы эти дела сопровождались общими яркими эмоциями, ожиданием чуда, – подчеркивает детский психолог. – Тогда у ребенка и пробуждается интерес к миру, который затем позволит проявиться его способностям».

Для ребенка связь с мамой и папой – это тот «клей», который соединяет и способности, данные ему природой, и его умения.

У многих родителей есть иллюзия, что гораздо лучше с этой задачей справятся специалисты. Но для детей, особенно до подросткового возраста, самое ценное время – то, которое они проводят с родителями, отмечает психотерапевт Галина Ицкович: «Для ребенка связь с мамой и папой – это тот «клей», который соединяет и способности, данные ему природой, и его умения. Их эмпатия, похвала стимулируют его мотивацию, помогают удерживать интерес к тому или иному делу».

Иногда для него значимей даже не само занятие, а связанный с ним ритуал: как они вместе с мамой или папой едут домой, а по пути останавливаются и едят мороженое или играют на детской площадке. «Уже ради одного этого он будет продолжать заниматься и получит ценный опыт, даже если не станет потом выдающимся музыкантом или спортсменом».

Открыть все двери

Но что, если у ребенка ни в чем не видно успехов, да и увлечений не наблюдается? Значит, у него нет способностей? Этот вопрос обычно тревожит уже родителей школьников. Скорее всего, способности не раскрыты или не развиты, считают наши эксперты.

«Огонек в глазах ребенка гаснет чаще всего с началом обучения в школе, – говорит Татьяна Бедник. – Потому что родители ждут от него хороших оценок, не заботясь, интересно ли ему. А разговаривают ли они с ним? Не формально, про сделанные уроки, а про то, чем он был занят в школе или в свободное время. Внимательно присмотревшись, мы всегда можем разглядеть в нем хоть искорку интереса».

Многие родители и учителя порой слишком узко трактуют понятие способностей, считает Галина Ицкович. «До сих пор для их выявления используется разработанный в начале прошлого века тест Стэнфорд–Бине, аналог современного IQ-теста, – рассказывает она. – Он выявляет прежде всего способность к логике и абстрактному мышлению.

Но в 1980-х годах профессор Гарвардского университета Говард Гарднер предложил гораздо более убедительную теорию множественного интеллекта. Всего он выделяет 8 видов интеллекта, и логико-математический лишь один из них. Наша задача – открыть ребенку разные двери: вот музыка, вот математика, вот спорт, вот естественные науки… А дальше он уже сам решит, в какую из дверей войти».

Учить преодолевать трудности

Поддерживая поиски, важно не забывать определять рамки этого эксперимента. «Мы старались откликаться на все запросы сына, – рассказывает 38-летняя Елизавета. – Захотел играть в шахматы – наняли частного педагога. Потом была гитара, затем испанский. Ни одно увлечение не продлилось дольше месяца. Мне каждый раз было так неловко отказывать преподавателю! Теперь cын просит оплатить ему школу брейк-данса». В таком случае получается, что обязательства берут на себя только родители.

«В этом нет смысла, – комментирует Галина Ицкович. – Мы должны знать, чего друг от друга ожидать. Для этого договариваемся на определенный срок: мы создаем тебе условия для занятий, а ты занимаешься, скажем, полгода». По крайней мере, ребенок будет учиться отвечать за свои решения и доводить дело до конца.

Способности сами по себе мало что значат, если человек не умеет к чему-то стремиться, преодолевать трудности, добиваясь цели.

Иногда трудности с самоопределением возникают у детей, которых в школе считают способными. У них отличная память, они быстро и легко усваивают материал, зачастую много читают и могут удивлять эрудицией. Все вроде бы хорошо – но нет магистрального интереса. Такое впечатление, что они способны ко всему – и ни к чему конкретно. И есть опасность, что в будущем эти таланты уйдут в песок.

«В своей практике я видела немало таких детей, – подтверждает Татьяна Бедник. – Проблема в том, что у них не сформирован волевой компонент. Из-за того, что им все так легко дается, они не учатся прилагать усилия. А ведь способности сами по себе мало что значат, если человек не умеет к чему-то стремиться, преодолевать трудности, добиваясь цели. Здесь родителям стоило бы ставить перед ребенком задачи посложнее: искать более сильную школу, нагружать дополнительными занятиями».

Отступить и подождать

Иногда родители исходят из того, что способности не даются изначально, а формируются, и поэтому выбирают для ребенка направление по собственному вкусу, будь то спорт, музыка, рисование, хореография, языки. Хорошо это или плохо?

«Критерий тут один: нравится ли это ребенку, – считает Татьяна Бедник. – Если он не получает удовольствия от этих занятий, то все бесполезно». И наоборот, если ребенок увлечен, занятия будут ему на пользу, даже если вопреки надеждам родителей особых способностей у него не обнаружится, – все равно полученные знания и умения так или иначе пойдут в его актив.

Но бывает, что у ребенка есть и способности, и интерес к какому-то делу, вот только не хватает усидчивости. Надо ли в таком случае заставлять его заниматься? «В традиционных обществах, прежде всего на Востоке, существует представление о том, что из детей надо «выколачивать» таланты, – рассказывает Галина Ицкович. – В какой-то степени оно свойственно и российскому стилю воспитания. Но такой подход все больше противоречит современным представлениям о том, что необходимо уважать волю ребенка».

Как же быть, столкнувшись с сопротивлением? «Лучше отступить и подождать, – размышляет эксперт. – Если ребенок действительно способный, то, возможно, у него пробудится серьезная мотивация и он сам поинтересуется, почему его перестали заставлять».

Дать право на ошибку

«У Ларисы любимый предмет – литература, и сочинения она прекрасно пишет. Но ни филологом, ни журналистом быть не хочет, – переживает Лилия, мама одиннадцатиклассницы. – Куда поступать? Я в полной растерянности». Даже если мы сумели поддержать способности ребенка, не всегда очевидно, какую профессию ему выбрать.

«Многим детям старшего школьного возраста еще трудно понять и сформулировать свои желания», – соглашается Татьяна Бедник. А как же профориентация? По мнению детского психолога, она имеет смысл, только если это личностное консультирование, позволяющее учитывать все индивидуальные черты ребенка. И задача психолога – не просто составить рекомендации, используя методики, но помочь ребенку лучше понять его сильные и слабые стороны.

Некоторые способности, особенно к музыке, рисованию, могут проявиться рано, в 2–4 года, и родители усиленно их развивают. Но было бы ошибкой считать, что путь ребенка теперь предопределен. Со временем у него могут открыться и другие дарования, будьте готовы к тому, что он изменит траекторию. Даже если мы вложили много сил в наши мечты, ребенок не обязан их воплощать.

Но как быть, если ребенок, на наш взгляд, принимает неверное решение? «Мы можем только поделиться с ним опытом, – уверена Галина Ицкович. – А дальше принять его выбор. Нам может быть страшно. Но вспомним, как мы боялись за него, когда он учился ходить, – и все же отпускали его руку. Иногда лучшее, что мы можем сделать, это бездействовать».

Автор: psychologies.ru

ПОДЕЛИТЬСЯ