Два урока учителя Мума

347

Предание гласит, что Мума, когда он был советником правителя, приходил слушать юноша из знатной семьи, желавший постичь различные премудрости. В силу своего происхождения этот ученик был весьма неглуп, держался несколько особняком от остальных и был смелее в вопросах.

Однажды мудрец гулял с учениками в царском саду, под пение птиц любуясь цветами, ныряя в зелёные арки лабиринтов, и, когда проходили фонтан, нёсший прохладу и свежесть, знатный ученик спросил:

— Учитель Мум, а как нужно оценивать чью-то жизнь?

Мум остановился. Остановились и ученики.

— Присядем у воды, — предложил он.

Все послушно расположились вокруг него. Мум посмотрел куда-то вдаль, погладил двумя пальцами седую бороду и сказал:

— Мне довелось выслушать на своём веку многих мудрецов, и потому я могу обобщить их мысли в ответе на твой вопрос. Не стану смущать вас известными именами, чтобы они не затемнили для вас смысл их слов. Один авторитет, полагаю, произнёс бы вслух, размышляя: «Обычно люди оценивают чью-нибудь жизнь по конечному результату». Правильно ли это? Ведь намерения могли быть прекрасными, да обстоятельства их похоронили…

Мум улыбнулся и продолжил:

— Другой бы переспросил: «По конечному результату, говоришь? Но он-то у всех один. А после… человек может лишь предполагать, как его дела на небесах будут истолкованы…» Третий подхватил бы: «Мы властны, и то не всегда, лишь над Сейчас. Когда отправляешься в путь, то важно, что видишь и совершаешь в дороге. Этот путь и есть рассказ о тебе, по нему и должно судить. А люди… они — разные и рядить станут каждый по-своему». Четвёртый вздохнул бы: «Именно поэтому чужую жизнь оценивать легко. Не то, что со своей — правда может нам не понравиться, принятая за поклёп… как и воспринято наше суждение о ком-то. Нет, о нас говорит то, что останется после нашего ухода. Надолго ли? Скоро ль забудут?

И Мум поглядел на задавшего вопрос. Тот не решался нарушить молчание. Тогда Мум сказал:

— Ты спросил меня, будучи не в состоянии сам разобраться. Я предложил тебе чужие решения. Выбирай!

Ученик признался, что сбит с толку, ибо в каждом мнении имеется свой резон. Более того — они как будто и не противоречат друг другу.

— Следовательно… — протянул Мум.

— Следовательно, — уже смелее произнёс ученик, — они словно составляют единое мнение, дополняя друг друга.

— Договаривай, — потребовал Мум, — договаривай, почему тогда оно тебя не устраивает. Если бы устраивало, ты бы не был столь нерешителен.

Ученик подумал и признался, что именно его настораживает:

— При всей внешней убедительности и последовательности… это мнение внутренне противоречиво.

Он поймал одобрительную улыбку учителя и продолжил:

— Получается, что нельзя беспристрастно судить другого, не будучи в его шкуре. Но как в неё влезть, чтобы понять все его побуждения, страхи, обстоятельства, объясняющие многое и даже оправдывающие? Но даже являясь тем, чьи дела хочется оценить, оказываешься также не в состоянии быть бесстрастным, поскольку речь тогда идёт о тебе самом! К тому же иногда мы и сами не знаем, почему поступаем так, а не иначе.

— Это противоречие имеет место, — согласился Мум, — но почему оно тебя пугает? Всё в нашей жизни противоречиво или же представляется нам таковым. Всё начинается с чего-то, приходя, в конце концов, к своей противоположности. Люди живут посреди этого и с этим. Определённость они признают лишь за Высшим, тем не менее, не сходясь во мнении в толковании его.

Он взглянул на ученика, в глазах которого застыл ужас, и продолжил, усмехнувшись:

— Во мнениях, которые я привёл, говорилось и о том, что не стоит обращать внимание на пересуды людей, хотя то, что делается, делается для них, и не вызывающее пересуды их не заденет, пройдя мимо их памяти. Вот тебе ещё одно противоречие. И что получается?

Он вновь посмотрел на ученика. Тот смятенно пробормотал:

— Ничего определённого… Но это же ересь! Если любая, доступная нашей логике, истина неполна, коль не содержит в себе противоречия, то и учиться мне нечему! Но ведь любая торговка на базаре пользуется такой же «логикой», желая провести покупателя! Да и в чём тогда смысл, где возможность познания?

Мум засмеялся, а потом медленно произнёс:

— Но ты же спрашивал о чужом мнении по твоему вопросу. Так? Однако оно тебя не устроило. Может быть, стоит сложить своё?

Все ученики за исключением знатного юноши заулыбались его словам, переглядываясь. Тот вспыхнул, но смог сдержаться. Все смотрели на него, а он поклонился мудрецу, благодаря за урок. Тот слегка кивнул головой в ответ и снова погладил бороду:

— Из тебя может выйти толк. Ты прекрасно рассуждаешь, замечаешь подвохи и способен сдерживать порывы. Но тебе может помешать вот что…

Мум бросил взгляд на юношу, в глазах которого застыл вопрос.

— Ты считаешь, что учиться стоит лишь у признанных мудрецов, тогда как они зачастую учились у жизни, у которой мудрости гораздо больше. Её только необходимо распознать и суметь извлечь. Ты упомянул о хитрости торговки на базаре, но она не станет обманывать своих постоянных покупателей, чтобы они не ушли от неё. Если не глупа.

Мум поднял глаза к небу и словно прошептал что-то неслышно.

— Мудрость зачастую проявляется в таких формах, что распознать её способен далеко не каждый. Многие пройдут мимо неё или истолкуют её превратно. Но мудрость обитает везде, и везде есть те, кто сможет её распознать и ею воспользоваться. Расскажу вам о торговке-вдове, которой одной довелось кормить большую семью. Труд у неё был тяжёлый, а вот здоровьем похвастаться она не могла. Со временем её старшая дочь вроде бы устроила свою судьбу, и обуза немного уменьшилась. Но случилось несчастье: эта дочь вскоре вернулась домой опозоренной и чуть ли не на сносях. Все считали, что ей необходимо избавиться от ещё неродившегося ребёнка, нового рта. И, как ты думаешь, что ответила им торговка?

Знатный юноша выдавил из себя:

— Наверное, поддержала это мнение.

Мум лишь улыбнулся уголками губ.

— Она сказала заплаканной дочери, гладя её по волосам: «Говоришь, жизнь дала трещину?.. Жизнь дала трещину женщине, чтобы та родила новую жизнь. Где пятеро, там и шестой божий дар проживёт. Мальчики подросли и уже помогают мне. Рожай! И не хнычь — это может повредить ребёнку».

И Мум замолчал. Так как молчал он долго, словно отсутствуя, будучи мыслями далеко отсюда, то, наконец, юноша спросил, не выдержав:

— Простите, учитель, я не понимаю, в чём здесь урок мудрости.

И тогда Мум, глядя ему прямо в глаза, мягко произнёс:

— В том, что эта торговка была моей бабкой, а её несчастная дочь — моей матерью. И именно эта мудрость торговки позволила тебе сегодня извлекать уроки для собственной пользы.

Юноша опустил глаза и склонил голову. Остальные ученики удивлённо пооткрывали рты.

А Мум заключил:

— Как видите, не стоит пренебрегать никем и ничем, отыскивая мудрость. Она может таиться в самых неожиданных местах, где её и не думают искать, или прикидываться чем-то иным, искушая мыслителя.

ПОДЕЛИТЬСЯ