Мир в каждый дом — «Наши страхи»

652

«Наши страхи»

Все мы чего-то боимся. У кого-то страх высоты, у кого-то – одиночества. И не важно, откуда появился он, важно, что он блокирует реальность, нашу возможность думать.

Страх сам по себе – благо, позволившее выжить человеку в окружающей среде. Он дается человеку, чтобы уберечь его от опасностей, от опасных поступков, иначе говоря, страх – это продукт инстинкта самосохранения. Естественное чувство человека, но иногда он может существенно мешать жить.

Об этом и велся разговор в рамках вебинара «Наши страхи», который состоялся 19 декабря 2019 года в прямом эфире. Вебинар был организован благотворительным фондом «Мир в каждый дом» в рамках проекта «Орден Феникса» (проект по социальной и психологической адаптации детей, переживших ожоги).

Спикер вебинара – психолог проекта Юлиана – рассмотрела виды страхов и предложила несколько путей их преодоления.

Самый часто распространенный вид – т.н. «предметный» страх. Он часто формируется у детей, переживших травмирующую ситуацию. Если малыш обжегся об утюг – вполне естественно, что он будет его бояться. Причем страх может стать больше предмета: ребенок может бояться не только пресловутого утюга, но и шкафа, где он стоит, или даже всей комнаты. Как действовать в этой ситуации? Юлиана предложила дробить страх на части: постепенно отсекая в разговорах и играх «не очень страшные» детали страха. Например, можно вести следующие диалоги: «Ты боишься комнаты? А если я уберу утюг в другое место, то комната уже не страшная? Там же нет утюга? А холодный утюг разве стоит бояться? Он же холодный, посмотри-ка, выключен». Таким образом, страх можно сузить до конкретного предмета, над которым в дальнейшем и продолжать работу.

У детей, переживших ожоги, и их родителей встречаются абстрактные страхи будущего, общества и т.п. В первую очередь, это характерно для подростков. Если страх мешает выходить из дома, учиться, дружить, общаться – с ним нужно бороться. В некоторых случаях ребенок или взрослый могут найти достаточные ресурсы сражения с таким страхом в семье или ином близком окружении. Но чаще всего здесь требуется помощь квалифицированного специалиста, который подберет подходящую методику для терапии.

Юлиана отдельно рассмотрела «домашние» пути преодоления страхов.

Для малышей-дошкольников и для детей младшего школьного возраста подходит арттерапия или сказкотерапия. Страх можно вылепить, нарисовать, сочинить про него сказку. Страху можно нарисовать бантик, подарить воздушный шарик, подружиться или разорвать его (если ребенок готов справиться самостоятельно со страхом, он сам почувствует, как именно ему поступить).

Родителям важно помнить: нельзя преуменьшать и отмахиваться от детских страхов. Дайте ребенку выговориться. Замалчивание или преуменьшение значимости детских чувств («Ой, ну что ты выдумываешь! Иди давай играй!») усугубит ситуацию. Вместе с тем, не надо и поддаваться своим собственным страхам (в первую очередь, не показывать свои страхи).

Маме и папе надо попробовать оставаться стабильным, уверенным в себе, полным сил и оптимизма и при этом чувствующим и сочувствующим маяком для ребенка. Верьте в себя и своего ребенка.

Благотворительный фонд «Мир в каждый дом» в рамках проекта «Феникс» при финансовой поддержке Фонда Президентских грантов оказывает помощь детям и их семьям в социальной и психологической реабилитации. Если вам нужна помощь психолога, пишите на info@fondmir.org. Оказание помощи проводится на благотворительной основе и дистанционно (поэтому в проекте могут принять участие дети и родители со всей России).

Подробнее о проекте: https://www.fondmir.org/of/