Предъявите вашу маску!

818

Мы привыкли думать, что маски – это плохо (ну разве что на новогоднем утреннике это еще безобидно), что прятать лицо приличный человек не станет. А если взглянуть на маску в чуть более широкой перспективе? Отжил сей «социальный рудимент» или время это настанет еще не скоро?

«Сорвать маску» с лица человека иносказательно означает увидеть его истинную суть. Вспомните, одна народная мудрость гласит, что лучше не торопиться, а «пуд соли съесть», чтобы узнать человека поближе. Другая же утверждает, что только в экстремальных условиях, к примеру покоряя горные вершины, можно распознать, кто он на самом деле. Есть еще один отрезвляющий способ – это встреча со смертью. В такой ситуации маски слетают как бы сами собой, да все же не у всех… Выходит, что обыденная жизнь «сплавляет» нас с некими образами-масками, заменяющими наше истинное лицо, а мы автоматически действуем от их имени, делая вид, что этого не замечаем. Поэтому можно прожить долгую жизнь, но так и не разглядеть сущность близких нам людей, так и не пережить глубинной встречи и с самим собой – маски не позволят…

Тотем

Итак, что заставило нашего предка взять кусок кожи и натянуть его себе на голову, проделав отверстия для глаз и рта? Сохранившиеся отголоски древних ритуалов объясняют это желанием человека не просто быть внешне похожим на интересующего его зверя, но и психологически сродниться с ним в повадках, позах, голосе. Глубокая степень резонанса с тотемным животным давала возможность, теряя страх перед ним, обрести его энергию, особые природные качества, понять логику его поведения. Но заметьте, при всем этом наши предки не переходили к животному способу жизни – они оставались людьми. По сути человек, надевая маску своего тотема, пытался «говорить» на его языке, снимая психологическую дистанцию между собой и зверем. Сама же маска являлась символическим обозначением такого языка.

Театр

В дальнейшем маска стала атрибутом жреческих ритуалов и театрального искусства. Но роль ее осталась прежней: она символизировала язык и качество энергии персонажа, которого представляли жрец или актер. К примеру, если в итальянском театре импровизаций дель арте на сцене актер надевал насебя остроносую хитроватую полумаску Арлекина с дьявольски шутовскими рожками, то зрителям было понятно, что сейчас последует каскад шуток, а в зал польется энергия жизнерадостности, легкости и озорства. Если же надевалась черная маска Доктора, то все знали, что актер будет демонстрировать карикатуру на ученых, кичащихся своей образованностью. Белая маска Пьеро с темными губами и слезой на щеке олицетворяла человеческую флегматичность, пассивность и безрадостность во всех вопросах жизни, и актер передавал именно это качество энергии в зал.

В современном театре грим, костюм, особая манера пластики и голоса в комплексе также создают своеобразную маску, соединяющую актера со своим персонажем и помогающую ему войти в ранее неизвестное психологическое пространство героя. Но есть нюанс: если актер профессионален, маска не прирастает к нему – он умеет управлять ею и не попадает под ее власть.

Пиар

Сейчас сценический прием внешнего и внутреннего перевоплощения переживает новую волну популярности. Его стали широко применять не только в кинематографе, развлекательных телепрограммах, но и на самых разнообразных жизненных сценах – от шоу-бизнеса до политики.

Существует даже бизнес по созданию и продаже «социально оформленного имиджа» – и это приносит немалые деньги. Ведь проще всего начать акцию самопиара с предложения публике яркого и запоминающегося образа.

Итак, первая задача человека, надевающего маску, – привлечь к себе внимание. Вторая – закрепить созданный образ в массовом сознании.

Третья – грамотно эксплуатировать понравившуюся народу маску, получая за это дивиденды.

Есть запрос – есть ответ

Помните, с чего началась карьера Андрея Данилко? Подметил он народный стереотипный образ нагловатой, но очень душевной проводницы и примерил его на себя как маску. Верка Сердючка пришлась по душе народонаселению, и актер просто потонул в заказах именно на нее. При этом все остальные созданные им образы не закрепились. Это маска постепенно стала проявлять свою власть, затмевая своего создателя. Удастся ли чрезвычайно талантливому актеру отстоять себя как творческую личность и человека в борьбе с собственным творением? Время покажет.

Почему приживается отнюдь не каждая маска? Созданный образ не всегда бывает внутренне органичным самому автору. Это как костюм с чужого плеча – надеть, конечно, можно, но он давит, поэтому хочется только одного – поскорее снять его. С другой стороны, в зале присутствует публика, которой язык этой маски понятен или нет. Есть запрос – маска живет, нет запроса – исчезает.

Другой пример ярко эпатажного образа – маска слегка стервозной «блондинки в шоколаде», созданная Ксенией Собчак. Понятно, что в частной жизни это интеллигентная, образованная и даже мудрая женщина, но для «сцены», которую она выбрала, именно  такой образ представления себя является максимально адекватным.

Еще один пример из жизни создания и эксплуатации человеческих масок: на протяжении последних нескольких лет можно наблюдать, как образ политика Виталия Кличко пытается затмить отживающий образ спортсмена Виталия Кличко. И здесь речь идет не просто о смене вида деятельности – у этого человека происходят глубинные изменения системы ценностей, он начинает изучать не привычный для себя язык и менять общий стиль жизни. Существует ли риск того, что его новая маска может не прижиться?

Еще какой!

Смотрите – я существую!

Теперь о самом важном: в каком случае у человека возникает необходимость предъявления своей маске в мир? Прежде всего, когда есть желание высказаться, то есть вынести объем внутреннего содержания наружу, оформляя его как творческий продукт. Такой акт самовыражения всегда является чрезвычайно важным событием для самого человека. Это все равно как выйти одному на середину сцены перед полным зрительным залом и заявить: «Смотрите – я существую и могу быть вам интересен!». Согласитесь, это поступок. И вот тогда, когда такая внутренняя готовность созревает, становится актуальным вопрос о создании маски. Именно она дает возможность сформировать необходимый язык и внешний знаковый образ для каждой публичной творческой индивидуальности.

Стандартный образ обывателя

А если у человека не возникает такой яркой потребности в самовыражении? Он что, может жить совсем неприкрытым – без всяких масок? Отнюдь нет, для каждого из нас припасен социумом стандартный образ простого обывателя – и это не хорошо и не плохо.

Это – коллективная маска, которую носят многие из нас, оправдывая творческую пассивность. Но если мы все-таки приходим к осознанию того, что жизнь дается для максимальной полноты самореализации, то творческих направлений самовыражения у каждого из нас может быть даже несколько. Вспомните народную мудрость – если человек талантлив то, как правило, это проявляется во всем. Поэтому для людей, являющих миру свою гениальность, способность удерживать несколько своих масок и управлять ими является естественной необходимостью. При этом маски не спорят друг с другом, а послушно выполняют служат психологическими инструментами, позволяющими адекватно высказываться в каждой избранной области.

Лицо за маской

Ну а теперь возвращаемся к изначальному вопросу: можно ли разглядеть истинное лицо человека в случае, когда он прикрывается созданным имиджем? Да, если мы в состоянии увидеть реальную область применения такого образа и сделаем попытку заглянуть поглубже – в психологическое пространство самого автора. Дело в том, что действие маски легко поддается разнообразным оценкам – собственно, она для этого и создается. А вот постичь истинный смысл действий ее творца возможно только через резонанс, сопереживание. При этом оценки поступков человека особого значения не имеют – они уходят на второй план.

Процесс такого постижения несет в себе даже учебный характер. Вот, к примеру, на протяжении уже двух тысяч лет возникают попытки соприкоснуться с психологическим пространством Иисуса из Назарета, минуя его «маски» целителя-чудотворца, жертвы, святого и даже мессии. Если это удается, то открывается Путь.

Резюме. Создание осознанного психологического образа для позиционирования себя в социальном мире говорит о внутренней взрослости, профессионализме и творческой харизме человека. До такого объема нужно дорасти, иначе избранный имидж будет выглядеть нелепо и откровенно мешать. Яркая эксплуатация работающей маски дает возможность разглядеть истинный смысл действий того, кто ее создал.

Источник: kolesogizni.com