Почему танцы в школе настолько же важны, как и математика

Танцам и любой другой физической активности в школе должно уделяться такое же внимание, как и математике, физике и изучению языков. А еще они, по словам Кена Робинсона, могут улучшать успеваемость школьников.

Многие годы Робинсон покровительствовал Лондонской школе современного танца. Два года назад был приглашен на ежегодную лекцию в честь учредителя фонда Роберта Коэна, и захотел обсудить там роль танца в школьной программе.

Перед выступлением Робинсон задал в Twitter вопрос: «Почему танцы в образовании настолько же важны, как и математика?». Он получил множество разных откликов. В одном из них говорилось: «Разве это не будет одной из самых коротких лекций в истории?». В другом все было еще прямолинейнее: «Кен, танцы и математика не равнозначны». В третьем спрашивали: «И что с того? Телефоны нужнее банана. Муравей не настолько ценен как «Туалетный утенок». А бумажные скрепки более важны, чем локоть» (как минимум, это был довольно оригинальный ответ). Были и более адекватные посты: «Это правда? Важные для чего и для кого? Я учитель математики».

Мы не будем приводить доводы против математики, поскольку этот предмет очень важен для развития мышления. А еще он хорошо дополняет динамику танца. Мы предлагаем поставить знак равенства между данными дисциплинами в обучении детей. Робинсон говорит об одинаковой важности танца и остальных видов искусства, научных и гуманитарных дисциплин в общеобразовательной программе школ.

«Танцы помогают вернуть радость и стабильность в неспокойную жизнь, облегчить напряжение в школе, вызванное жестокостью и буллингом (травлей)».

Что такое танец? Это физическая форма самовыражения с помощью движений и ритма отношений, ощущений и идей. Танец не был придуман кем-то одним. Он глубоко заложен в душе каждой культуры. Танец — это часть человеческой жизни. Он охватывает множество жанров, стилей и традиций и постоянно эволюционирует. У него множество ролей — от развлекательной до духовной — призванных удовлетворить любые социальные потребности.

В своей статье «Наука танца: мнения, молодежь и перемены» ученые Шарлотта Нильсен и Стефани Барридж соединили воедино результаты последних исследований ценности танца в разных уголках мира: от Америки до Новой Зеландии, от Ганы до Тайваня и от Южной Африки до Финляндии.

Небольшая популярность танца в современных школах частично связана с приоритетностью классической науки. В исследованиях, собранных Нильсен и Барридж, изучался вопрос о том, насколько более глубокое понимание танца способно противостоять консервативным концепциям интеллекта и достижений. В частности, танец способен вернуть радость и стабильность в неспокойную жизнь и послабить напряженность в школе, вызванную жестокостью и буллингом (травлей).

Многие студии танца предлагают образовательным учреждениям свои программы обучения. К примеру, нью-йоркская студия «Танцевальные классы» — здесь обучают бальному танцу учеников начальных и средних школ в одних из самых проблемных регионов США. Студия использует танцы для налаживания нормальных межполовых и социальных отношений, а также обогащения школьной культуры с помощью популяризации сострадания, взаимоуважения и сотрудничества.

Предыдущий директор школы Лихай (штат Флорида) Тони Уокер поделился своей историей сотрудничества с «Танцевальными классами»: «Когда эта юная леди поступила к нам в Лихай, ее досье было толщиной приблизительно в 5 сантиметров. Она ощущала острую необходимость проявить себя и доказать каждому, что она достаточно сильная и готова постоять за себя. Девушка не желала посещать занятия бальными танцами, но они были обязательными. Очень скоро у нее открылись настоящие способности к этому виду искусства. На следующем уроке девушка уже по-другому относилась к занятиям, и нам не пришлось ее к чему-либо принуждать. Она просто влилась».

Уокер вспоминает: «К третьему-четвертому занятию девушка изменилась. Она вела себя иначе, говорила иначе, стала доброй и уважительной, и у нее больше не было ни одного дисциплинарного наказания. Ее мать не могла поверить своим глазам. Это просто невероятно. Танцевальная программа оказалась намного полезнее, чем мы считали».

«95% учителей рассказали, что в результате совместных танцевальных занятий способности учеников к сотрудничеству и взаимодействию значительно улучшились».

Обучение танцам приносит ученикам огромную пользу в установлении социальных контактов, в частности с противоположным полом и другими возрастными группами. Многие виды танцев, включая бальные, по своей сути являются социальными. Они сочетают в себе синхронное движение и эмпатию с непосредственным физическим контактом. В своей оценке нью-йоркских «Танцевальных классов» 95% учителей рассказали, что в результате совместных танцевальных занятий способности учеников к сотрудничеству и взаимодействию значительно улучшились.

По результатам опроса, проведенного в Лос-Анджелесе среди директоров школ, выяснилось, что в 66% случаев после прохождения танцевальной программы ученики демонстрировали увеличенную склонность к принятию других людей, а 81% всех учащихся признали, что начали относиться к окружающим с большим уважением.

Танцы приносят и экономические выгоды. Это отличная сфера занятости, а сами танцы развивают те личные качества, которые являются важными для совместной работы.

Один из школьных директоров был особенно впечатлен повышением среднего балла учеников 5 классов по чтению и арифметике. Луи Хэбтс, директор начальной школы имени Бенджамина Оливера (Виргинские острова), отметил: «Когда я только пришел в эту школу, отметки учеников были ужасны. Но в предыдущем году (второй год в программе) показатели успеваемости выросли до 83%. Сегодня наши пятиклассники получают по 85 баллов за экзамен по чтению, а это самый высокий балл в истории школы».

«В большинстве школ танцы и театральное искусство являются неприоритетными направлениями».

В большинстве американских школ сейчас наблюдается тенденция по сокращению количества занятий физической культурой в пользу математики, науки и английского языка. Но это не оправдало ожиданий политиков, надеявшихся на увеличение уровня образованности населения.

Группа педиатров и кинезиологов провела комплексное изучение более чем 850 результатов исследований влияния физической активности на школьников. Большая их часть изучала воздействие 30- и 45-минутных занятий умеренной и повышенной нагрузки от 3 до 5 раз в неделю на многие аспекты жизни. Такими аспектами были артериальное давление, избыточный вес, состояние сосудов и сердца, а также депрессия, тревожное состояние, самооценка и успеваемость. Исходя из неопровержимых доказательств, ученые советуют ученикам заниматься физической активностью умеренной и повышенной нагрузки как минимум час в день. Что же касается школьной успеваемости, то исследователи доказали, что физическая активность оказывает положительное влияние на память, сосредоточенность и поведение.

При этом танцы и театральное искусство зачастую являются «второсортными» направлениями, а возможность их изучать недоступна для учеников из бедных семей. Основатель и глава организации Quadrant Research Боб Моррисон говорит: «В мире все еще полно детей, которые не имеют доступа к изучению искусств. Многие из них живут в самых бедных частях страны, где такие программы просто необходимы».

Он задает очень важный вопрос: «Будет ли нормальной ситуация, если миллионы учеников окажутся отрезанными от возможности изучать математику или язык? Конечно же, нет, и то же самое недопустимо в случае с искусством. Несмотря на миф о том, что искусство предназначено только для одаренных и талантливых, всем нам известно, что оно приносит пользу каждому, независимо от наклонностей человека. Мы обучаем математике не только для того, чтобы воспитать из детей математиков, и не обучаем писанию, чтобы создать новое поколение новеллистов. То же самое можно сказать и об искусстве. Мы делаем детей всесторонне развитыми, а они могут применять полученные навыки, знания и опыт в своей жизни и карьере».

Автор: more.club

ПОДЕЛИТЬСЯ